Этапы работы со Службой
ПОДГОТОВКА К ПРИЁМУ СПЕЦИАЛИСТА
— Запись на прием у администратора
— Заполнение диагностических опросников
Вы можете отправить свою заявку на участие в одной из программ Центра на сайте, воспользовавшись формой, которая дана ниже. Также заявки принимаются по телефону: +7 (3952) 37-38-65 и по электронной почте: srp-ica@yandex.ru
Администратор зафиксирует ваше обращение и даст пояснения по заполнению необходимых опросников, шкал и документов, а также ответит на интересующие вас вопросы. В ближайшее время вам перезвонят и пригласят на приём.
Перед первым посещением нашей Службы администратор попросит вас ознакомиться с рядом оценочных шкал и анкет, далее – заполнить их.
Файлы для ознакомления и заполнения вы можете скачать здесь:
— Шкала KID-R – для оценки развития ребенка в возрасте до 1,5 лет
(Инструкция для родителей по заполнению бланков и вопросник. Анкета и ответный лист)
— Шкала RCDI-2000 – для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет
(Инструкция для родителей по заполнению бланков и вопросник. Анкета и ответный лист)
— Анкета M-CHAT – анкета для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия
(Анкета).
Правила заполнения опросников:
— Вариант №1. Вы скачиваете опросник, распечатываете его, заполняете все поля ручкой и приносите непосредственно на приём специалиста.
— Вариант №2. Вы скачиваете опросник на свой компьютер (опросник открывается с помощью программы Adobe Reader), заполняете все поля и результат высылаете на электронный адрес:
srp-ica@yandex.ru. В сопроводительном письме ОБЯЗАТЕЛЬНО указываете название опросника, фамилию и имя ребёнка, дату и время приёма, ФИО специалиста, на приём к которому записаны.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» перед скачиванием и заполнением бланка любой из оценок Вам необходимо предоставить СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ (согласие предоставляется в распечатанном и заполненном от руки виде).
Наше сотрудничество с семьей будет более эффективным, если на первой встрече специалист сможет познакомиться со следующими материалами:
— характеристики от специалистов, работавших с вашим ребёнком ранее;
— заключения ПМПК;
— выписки от психиатров и неврологов;
— альбомы с рисунками и/или тетради с выполненными заданиями (домашний или предоставленный педагогами материал, который позволит составить более полную картину состояния ребёнка);
— видео с ребенком, на котором зафиксированы проблемные моменты.
ПЕРВИЧНЫЙ ПРИЁМ
— Первичный приём с семьёй (проводят два специалиста)
— Принятие решения о дальнейшей программе помощи семье на общем собрании междисциплинарной команды
Первичный приём в ИЦА проводится двумя специалистами Службы ранней помощи в течение 45 минут. Основная цель приема – определить, нуждается ли ребёнок и его семья в программе ранней помощи, программе сопровождения и консультировании.
Прием нацелен на знакомство с семьей и ее запросом; определение умений и навыков в основных областях развития; выявление трудностей и ограничений жизнедеятельности; формирование предположений относительно причин имеющихся у ребенка трудностей в повседневной жизни; планирование дальнейших действий в рамках программы помощи.
Каждый первичный прием представляется и обсуждается на общем собрании междисциплинарной команды специалистов. В результате такого обсуждения принимается решение о том, нуждается ли ребёнок и его семья в услугах ранней помощи. Если такая необходимость существует, специалистами формируется диагностический маршрут данной семьи и определяются специалисты, ответственные за определённые этапы маршрута.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОЦЕНКА
— Дифференциальная диагностика
— Углубленная оценка навыков и способностей ребенка, а также факторов среды, влияющих на его развитие
Для составления наиболее эффективной индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) необходимо проведение углублённой оценки текущего состояния ребёнка. Комплекс оценочных процедур составляется ведущим специалистом и проводится при взаимодействии с родителями (законными представителями) ребёнка с привлечением тех специалистов, участие которых планируется в реализации ИПРП.
Углублённая оценка навыков и способностей подопечного по сферам активности и участия проводится с опорой на документ Всемирной организации здравоохранения «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ).
Оценочные процедуры – это оценка развития ребёнка; оценка его функционирования по категориям МКФ, основанная на изучении рутин повседневной жизни; оценка сферы взаимодействия и отношений ребёнка с родителями/воспитателями и в семье; оценка факторов, влияющих на развитие и функционирование подопечного.
В результате проведённой оценки семья и специалисты получают профиль функционирования ребёнка, на основе которого составляется Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП).
ПРОГРАММНЫЙ ЭТАП
— Разработка индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП)
— Реализация ИПРП
— Регулярный мониторинг достижений
На основе междисциплинарной оценки специалисты совместно с семьёй составляют Индивидуальную программу ранней помощи ребёнку и семье. ИПРП – это документ, содержащий информацию о целях ранней помощи, о естественных жизненных ситуациях, в которых планируется их достижение, перечень услуг ранней помощи, объём, сроки, сведения о ведущем специалисте и ответственных за отдельные блоки программы, сведения о формах работы и месте её проведения.
Основные цели каждой программы – улучшение функционирования ребенка в повседневной жизни, развитие навыков коммуникации, улучшение качества жизни ребёнка и всей семьи.
Общая продолжительность реализации ИПРП зависит от потребности семьи и может достигать двух-трёх лет. В процессе осуществления программы проводится промежуточная оценка результатов работы, на основании которых в случае необходимости программа пересматривается и корректируется.
Программа помощи состоит из описания актуальных для ребёнка конкретных навыков повседневной жизни, которые он может освоить в определенный промежуток времени, с указанием необходимых действий и средств поддержки со стороны родителей (либо заботящихся о малыше взрослых), а также специалистов.
После достижения ребенком возраста трёх лет он переходит из программы ранней помощи в детский сад или начинает пользоваться сервисами для детей дошкольного возраста (на базе ИЦА или другой профильной организации).
ПЕРЕХОД РЕБЕНКА И СЕМЬИ В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
— Планирование программы перехода ребёнка и семьи в систему дошкольного воспитания
— Сопровождение семьи на этапе адаптации
На этапе реализации ИПРП с родителями регулярно обсуждается их видение образовательного маршрута ребенка, происходит знакомство с алгоритмом действий по определению ребенка в детский сад через посещение психолого-медико-педагогической комиссии. На этапе подготовки ребёнка к посещению ДОУ в ИПРП ставятся задачи формирования учебного поведения и развития навыков социального взаимодействия со сверстниками.
Эти задачи решаются в режиме консультирования и тренинга родителей на индивидуальных и групповых развивающих занятиях. Куратор ребёнка и семьи подготавливает необходимую документацию (заключение, которое описывает актуальный уровень функционирования ребёнка по всем доменам активности и участия с опорой на МКФ-ДП, и рекомендации по типу образовательного учреждения и дошкольной программы, соответствующем текущему состоянию подопечного).
Когда детский сад определён, специалисты ИЦА могут оказать услуги сопровождения ребёнка и семьи в ДОУ на адаптационном этапе, проконсультировать педагогов ДОУ по вопросам адаптации среды, режима посещения сада ребёнком.
Описание этапов работы со Службой ранней помощи составлены с привлечением материалов Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.