Предоставление поддержки грантополучателям антикризисных конкурсов
3.01.2022 — 3.01.2023
Проект реализован при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках Конкурса «Новое измерение» (Благотворительная программа «Эффективная филантропия»)
Проект является частью институционной деятельности Центра и выполнялся по разработанному плану развития детей и молодых людей с нарушениями интеллектуального и психического развития, работы с родителями и повышения профессиональных компетенций специалистов, работающих с такими ребятами.
В период реализации гранта работа Иркутского центра абилитации осуществлялась по следующим направлениям:
Программы для детей и молодежи
— Завершили ремонт спортивного зала, в котором в течение года регулярно проводились занятия. Ребята со специалистом по адаптивному спорту научились выполнять различные упражнения, тренировались в ловкости и координированности, осваивали командные виды спорта, учились взаимодействовать с партнером в игре.
— Ежедневно проводились занятия в мастерских Центра по развитию социально-бытовых и трудовых навыков у ребят — учились ухаживать за домом и собой, поддерживать чистоту в помещении, гладить, готовить простые блюда, застилать постель, мыть полы, мели территорию, учились косить траву, ухаживали за цветниками, убирали опавшую листву, готовили посадочный материал, сортировали семена, садили и выращивали рассаду, готовили огород к работе, садили и ухаживали за овощами. Работали по дереву, занимались рукоделием и живописью. Проводились «дни самостоятельности» — ребята сами учились планировать день в центре, выполнять простые поручения, самостоятельно организовывать процесс приготовления завтрака, обеда, стирки и глажки белья, ухаживали за комнатными растениями.
— Мы активно работали над развитием коммуникативных навыков. Основное направление — альтернативная и дополнительная коммуникация — в том числе освоение 2-4 этапов по PECS-осознанный выбор между карточками — работали над построением фразы, расширили визуальную поддержку внутри Центра — для проведения занятий в мастерских, в музыкальном зале, ввели индивидуальные расписания, расписания типа «сначала — потом», улучшили содержание коммуникативных книг ребят, работали над социальными историями и визуальными правилами.
— Регулярно проводились занятия с ребятами в сенсорной комнате, направленные на уменьшение сенсорных дефицитов, сенсорного неблагополучия, ребята изучали новые сенсорные эталоны, учились их обозначать.
Служба консультации и диагностики
— Проведены оценочные (диагностические процедуры) для определения риска развития РАС, диагностика познавательной, сенсорной сферы, общего развития. Была выполнена как первичная, так и динамичная оценка с применением имеющегося диагностического инструментария, по результатам диагностики подготовлены заключения.
Центр профессиональных компетенций
— Проведены семинары в режиме онлайн для специалистов «Развитие повседневных, социально-бытовых навыков. Функциональный подход к абилитации», «Работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии», «Проблемы поведения у детей и молодых людей с нарушениями интеллектуального и психического развития», практико-ориентированный интенсив «Современные методы диагностики РАС у детей и молодых людей» для специалистов из Улан-Удэ.
Служба ранней помощи
— Проведены первичные приемы в Службе ранней помощи. Родители получили консультации по взаимодействию с ребенком, намечены дальнейшие планы работ, выполняется углубленная диагностика с соблюдением технологии ранней помощи.
Программы для родителей
— Проведены родительские школы «Организация среды в доме для детей и молодых людей с РАС» в онлайн формате, мастер-классы, консультации для родителей по вопросам проблемного поведения, поступления детей в ДОУ и школы, совместные занятия «мама и ребенок».