Ранняя помощь в Иркутской области: НКО плюс государство
Руководитель фонда «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова рассказала, что при поддержке Фонда Президентских грантов запущен проект «Особые дети рядом», направленный, в том числе и на содействие созданию Службы ранней помощи в Иркутской области. В рамках проекта «Особые дети рядом» в Иркутске состоялся первый учебный модуль для специалистов, которые будут участвовать в создании и развитии Службы ранней помощи. Обучение прошли команды специалистов из трех министерств (образования, соцзащиты и здравоохранения) и Иркутского центра абилитации (всего 29 человек). Своими знаниями с будущими коллегами делились эксперты из Института Раннего вмешательства (Санкт-Петербург). Всего, по словам Марины Кондрашовой, в этом году в рамках проекта «Особые дети рядом» состоится шесть практикоориентированных учебных курсов. Также в рамках гранта будет проведена информационная кампания на тему ранней помощи. Планируется консультационная работа с родителями, воспитателями детсадов, педагогами, врачами.
— Темой помощи особым семьям мы занимаемся около 8 лет и первое время было нелегко найти единомышленников, спонсоров, поскольку часто люди отстранялись от этой темы, — рассказала Марина Кондрашова. – Однако сегодня ситуация меняется, во многом это происходит благодаря многолетним трудам неравнодушных людей, общественных организаций, таких как наш партнер из Петербурга – Институт раннего вмешательства, вместе с которым мы реализуем наш грант, — отметила Марина Кондрашова. — Мы очень благодарны коллегам из министерств, которые включились в общее дело и которые сегодня пришли вместе с нами поговорить об этом. Мы надеемся, что совместными усилиями Служба ранней помощи в регионе заработает в полную силу.
Своим видением с коллегами поделилась Евгения Ермолаева, заместитель директора, руководитель учебных программ Санкт-Петербургского Института Раннего вмешательства, член рабочей группы по вопросам ранней помощи при Минтруда России.
Она пояснила, что Служба ранней помощи — это система услуг для детей от ноля до трех лет (и их семей) у которых есть какие-то установленные нарушения развития. Это может быть ребенок с генетической патологией (такой как Синдром Дауна) или дети у которых есть риск развития нарушений. Например, ребенок с экстремально-низкой массой тела, ребенок у которого есть социальный риск развития нарушений (неблагополучная семья, ребенок родившийся от несовершеннолетних родителей). В России первые энтузиасты начали работать в этой теме в 1992 году, создав в Санкт-Петербурге общественную организацию. Достигнув успехов в реабилитации детей, специалисты распространяли свою практику и, в конце концов, смогли убедить и властные структуры разного уровня в необходимости государственного подхода к этой теме. В 2016 году вышло постановление Правительства РФ о создании Концепции Службы ранней помощи во всех регионах.
Как пояснила эксперт, служба ранней помощи — комплексная, межведомственная система, которая включает в себя медицинские и образовательные услуги, направленные на то, чтобы помочь семье развивать ребенка. В том числе и для того, чтобы он в будущем хорошо усваивал в детском саду образовательную программу. В структуре Службы работает педиатр, психолог, логопед, физический и эрготерапевты.
– Существует большое количество международных и российских исследований, – сообщила Евгения Ермолаева, – которые говорят о том, что если отставания в развитии выявлены достаточно рано и дети получают специализированную помощь до 3 лет, то порядка 60 % из них уходят в обычную школу. Это достаточно высокий процент, – подчеркнула она.
В настоящее время в Иркутской области идет работа над созданием Службы ранней помощи, по факту она должна заработать в полном объеме в 2020 году. А пока отдельные услуги в этой области оказывают все составляющие социального блока правительства. Присутствующие чиновники отметили, что тем или иным образом ведомства уже включены в решение проблемы ранней помощи, однако эта работа не имеет межведомственной координации, единообразия услуг. Но благодаря государственной стратегии по созданию единой службы и активным действиям НКО, служба станет доступным и эффективным механизмом.
Важность работы именно в раннем возрасте подчеркнула Татьяна Королева, ведущий советник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения региона.
– Все врачи педиатры знают, что возраст ребенка от 0 до 3 лет является наиболее важным в становлении социального, познавательного, речевого развития, – рассказала Татьяна Королева. – В этот период ребёнок наиболее пластичен, у него хороший реабилитационный потенциал. Чем позже мы начинаем работать с ребенком, тем больше сглаживается эта отзывчивость. У министерства хороший опыт работы с этой категорией детей в домах ребенка. К счастью, сейчас их количество сократилось с 8 до 5. Сейчас дети с нарушениями развития в доме ребенка нередко получают более полную и комплексную помощь узких специалистов, чем аналогичные ребятишки в семье. Создание Службы как раз призвано решить эту проблему, – отметила специалист минздрава.
Подчеркнула исключительность темы и Анна Пшеничникова, начальник управления организации социального обслуживания граждан министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
– Тема для всех актуальная и этот проект фонда «Наследие иркутских меценатов» дает нам возможность объединить разрозненные усилия, чтобы мы все вместе получили результат, – отметила она. Мы благодарны тому, что специалисты пройдут обучение в рамках проекта. Также, мы считаем очень важным наладить онлайн консультирование для родителей из отдаленных территорий, – подчеркнула Анна Пшеничникова.
Людмила Коршунова, начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий детей министерства образования Иркутской области, сообщила, что пилотными площадками по созданию службы ранней помощи будут Иркутск, Братск и Ангарск.
– Согласно статистике, в Иркутской области проживает более 12 тысяч детей инвалидов, – сообщила она. – Эти цифры подтверждают важность проблемы. Сейчас в области работает 15 консультационных пунктов, где родители учащихся с особенностями могут получить помощь, — рассказала Людмила Коршунова. – Надеемся, у нас появится еще одна ступень образования виде Службы ранней помощи.
Директор Иркутского центра абилитации Серафима Мельник рассказала об успехах центра в работе с детьми с ментальными нарушениями.
– Глубокая философия всех моих коллег в том, что нет необучаемых детей, нет невозможных вещей, — отметила педагог. – С любым ребенком с тяжелейшими нарушениями психического и интеллектуального развития мы работаем и достигаем результата. Нам сильно повезло, что при поддержке Фонда «Наследие иркутских меценатов» и правительства Иркутской области мы получили здание, в котором можем работать.
Серафима Мельник отметила, что вопрос с ранней помощью в центре начали прорабатывать еще с 2013 года.
– Сейчас мы работаем по двум президентским грантам – это «Особые дети рядом» (фонд «Наследие иркутских меценатов») и «Научись меня понимать» (Фонд президентских грантов). Мы привозим в Иркутск новые абсолютно вещи, приемы и методы альтернативной коммуникации, ведь без нее невозможно качественное раннее вмешательство. Кроме того, мы первыми внедряем очень нужную программу точной оценки и раннего развития KID RSDI, которая позволяет видеть, что сейчас у ребёнка уже есть неблагополучие в развитии и чем раньше мы в эту систему встраиваемся, тем лучше.
Также специалист подчеркнула, что в первую очередь родители должны быть на страже развития своего ребенка.
– Вы — главные диагносты своего малыша, вы с ним 24 часа в сутки, если вам кажется, что что-то не так — занимайтесь гипердиагностикой, – напутствовала специалист. – Если ребенок в шесть месяцев не смотрит вам в глаза, не дает эмоционального отклика, если в год он не говорит положенных 10 слов, идите к двум, трем неврологам, включайте специалистов и тогда многое можно скорректировать, — утверждает Серафима Мельник.
Марина Кондрашова подчеркнула, что проект «Особые дети рядом» помогает не только детям, 50 % успеха получает вся семья.
– Если нарушения у ребенка серьезные, то жизнь семьи крайне затруднена, мама не может работать, семья выпадает из общества, – отмечает Марина Кондрашова. – Когда на помощь приходят специалисты, которые вовремя направят, поддержат, становится легче маме, улучшается психологический климат, семья выходит из вакуума.
Участвующие в разговоре эксперты отметили, что в мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. Сейчас из 68 детей этот диагноз подтверждается у одного ребенка. В России у одного из 100. В целом, по данным ВООЗ 10 % детей из популяции рождается с разными нарушениями развития.