Направления работы
Служба консультации и диагностики Иркутского центра абилитации работает по ряду основных направлений, которые охватывают все возрастные категории детей до 18 лет. В этом разделе мы более подробно представим вам эти направления.
Работа с детьми раннего возраста (от 0 – 3,5 лет)
Начать разговор о направлениях необходимо, разумеется, с темы самых маленьких. Ведь консультация детского психолога или специалиста по ранней помощи не входит в список обязательной диспансеризации детей. Однако она не просто нужна – она необходима. В раннем возрасте уже могут проявляться те нарушения, которые в дальнейшем повлияют на общее развитие ребенка – на формирование бытовых навыков и речь. А к вовремя диагностированным проблемам гораздо проще найти пути решения. Важно понимать, что сам факт консультации не является подтверждением какого-либо патологического состояния, это скорее перестраховка. Если у малыша всё и так хорошо, специалист даст рекомендации: что делать, чтобы стало еще лучше!
- Специалистами Службы консультации и диагностики применяется адаптированный вариант двух диагностических шкал KID / RCDI.
Это углубленная оценка уровня развития детей по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие - Клинический тест MPR — Merrill-Palmer-Revised — Выявление на раннем этапе любых задержек в развитии или особые профили функционирования от 1 месяца до 6,5 лет.
Позволяет оценивать несколько клинических групп детей с потенциальной задержкой психомоторного развития; с легкой и тяжелой умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра (РАС); недоношенных (углубленная анамнестическая форма для их оценки, позволяет собрать важную информацию для диагностики и необходимого вмешательства); с трудностями в языковой сфере.
Работа с детьми в возрасте от 16 до 30 месяцев
Год и четыре – почему важно запомнить эту отметку на оси развития малыша? Потому что это возраст, когда начинают в полной мере работать диагностические программы по выявлению риска развития расстройств аутистического спектра. Не будет лишним повторить, что в привычной практике диспансеризации ребенка есть обязательные осмотры докторов, УЗИ, лабораторные исследования (проще говоря, анализы). Однако внимания заслуживает не только физическое здоровье маленького человека, но и ранние навыки общения, его психо-речевое развитие, умение воспринимать, понимать и взаимодействовать. Именно от 16 до 30 месяцев – это период, во время которого рекомендуется пройти скрининговое обследование на предмет нарушений аутического спектра (профессиональная аббревиатура исследования M—CHAT).
В работе Службы консультации и диагностики применяются передовые программы и технологии, позволяющие эффективно выявлять РАС и сходные состояния. Это буквально Золотой стандарт методической базы диагностики расстройств аутистического спектра, все применяемые программы и методики лицензированы и подкреплены соответствующими документами.
Итак, в год и четыре обязательно стоит прийти на консультацию в Службу. Безусловно, абсолютное большинство ребятишек показывают результаты, соответствующие норме. И даже если родителей что-то беспокоило в поведении малыша, это вовсе не означает наличие какой-либо серьезной проблемы. Но и затягивать с визитом к специалисту не стоит. Важно понимать: профилактический осмотр сегодня может уберечь вас и вашего ребенка от серьёзных проблем завтра.
- ADI—R — Интервью для диагностики аутизма
- CSQ — Социально-коммуникативный опросник
Это скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. - CASD — Опросник расстройств аутистического спектра (точность 99,5%)
Опросник помогает отметить наличие или отсутствие 30 характерных симптомов, что позволяет отличить РАС от других нарушений развития. - ADOS-2 — Стандартизированная методика, позволяющая оценить особенности общения, социального взаимодействия и игры
Не «прозевать» гения: работа с детьми в возрасте от 5 до 16 лет
Удивительно, но часто незаурядные способности ребенка воспринимаются семьей как данность! Пока ребенок живёт только лишь в окружении близких, его ранняя осмысленная речь, феноменальная память или музыкальный слух просто радуют членов семейства и разве что удивляют друзей. Поэтому важно выводить малыша за пределы привычного контекста, показывать специалисту, который обратит внимание родителей на то, что раньше казалось им будничным и привычным. А что, если рядом с вами растёт большое дарование?
Специалисты Службы консультаций и диагностики применяют в работе ряд тестов и программ, направленных на измерение уровня интеллекта у детей, оценку общей эрудиции и умственных способностей. Педагоги и психологи помогают выделить сильные стороны в развитии ребёнка и расставить акценты в его будущем образовании и дополнительных занятиях. И пусть дарование получит развитие, а талант – расцветёт!
- Тест Векслера — Измерение уровня развития интеллекта у детей
Данный тест предназначен для исследования структуры интеллекта детей в возрасте от 5 до 16 лет.
Работа с речевыми навыками ребёнка
Речь, ее внятность, чистота, ясность произношения отдельных звуков и слов часто становятся причиной для беспокойства родителей. А иногда малыш и вовсе лет до трёх не особенно разговорчив. Обращаться к логопеду будто бы еще рановато. Тем временем сверстники из группы в детском саду наизусть читают Чуковского, выдают словарный запас, сравнимый со взрослым. Что делать? Изучать ребёнка, анализировать истоки его возможных проблем вместе со специалистом.
Один из главных приоритетов Службы консультации и диагностики – выстраивание совместной работы, при которой родитель понимает, что именно происходит с ребёнком, как работают применяемые методики, и ответственно выполняет все домашние задания и рекомендации. В сцепке «родитель – ребёнок – специалист» шансы на успех значительно возрастают.
- Leiter-3 — Современный тест невербального интеллекта и когнитивных функций у взрослых и детей в возрасте от трёх лет
В процессе тестирования с помощью данной методики все задания предъявляются без использования речи. Это делает Leiter-3 адекватным инструментом обследования тех групп детей, для которых вербальные инструкции оказываются слишком сложными для выполнения. В первую очередь, методика Leiter-3 была разработана для людей с серьезными расстройствами общения, аутизмом, задержкой психического развития, трудностями обучения, расстройствами слуха, синдромом дефицита внимания и т.д. Кроме того, тест успешно работает с людьми, для которых русский язык не является родным.
Чтобы школа – в радость! Работа с детьми дошкольного и школьного возраста
Шестилетки – как солдаты на линии огня. Они все время получают сводки о том, что вот-вот начнется атака крючков, палочек, цифр, букв, законов окружающей природы и т.д. Готов ли ваш дошколёнок к жизни в новом качестве? Он и правда пойдёт на войну или вступит в яркую, интересную школьную жизнь? Умеет ли он учиться – слушать, фиксировать информацию? На все эти вопросы и родителям, и ребенку отвечают специалисты Службы консультации и диагностики.
Педагоги и психологи Центра работают по специально разработанной программе, охватывающей вопросы младшей, средней и старшей школы. Ведь каждая возрастная группа и каждый этап обучения имеют свои нюансы и чем-то особенно сложны для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Педагоги и психологи Центра помогают ученикам, их родителям. И семьи начинают жить так, чтобы ничто не отвлекало детей от получения знаний. Чтобы школа была в радость!
- Методика Л.А. Ясюковой
Часть 1. Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе
Часть 2. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах
Часть 3. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников - Тест Тулуз-Пьерона — Диагностика минимальных мозговых дисфункций (ММД) детей от 6 лет и старше
Направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного теста, а также оценивание точности и надежности переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени. Применяется для определения ММД, как причины неуспеваемости и проблем обучения; для диагностики ММД; для изучения особенностей, динамики работоспособности и внимания.*ММД – наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную невыраженную стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и компенсируемых по мере роста и созревания мозга.