Программы для детей
Творческие и развивающие площадки Иркутского центра абилитации – это микромир, где ребёнок учится общаться и дружить, творить и постигать, быть самостоятельным в быту. Жизнь по графику, четко установленные правила Центра прививают воспитанникам дисциплину, учат их порядку, учат их следовать принятым в обществе нормам. В Центре творческие и развивающие площадки соседствуют с мастерскими, классами, активностями, позволяющими получать новые знания и навыки.
В этом разделе мы подробнее расскажем о программах, разработанных специально для детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
Служба ранней помощи (СРП)
Цель программы СРП – помощь семьям с особыми детьми с самых первых дней жизни.
Программы СРП обеспечивают раннее (с рождения до четырех лет) выявление нарушений и их профилактику. При этом некоторые нарушения компенсируются полностью, а более серьезные – не усугубляются.
Работа СРП направлена на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребёнок осваивает в течение первых четырех лет жизни. Это двигательные, когнитивные, коммуникативные, социально-эмоциональные навыки и навыки самообслуживания.
Индивидуальные программы СРП носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.
В рамках данной программы проводится оценка раннего развития детей с применением современных методик KID и RCDI.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика развития ребенка с использованием лицензионных методик для разных возрастов:
Оценка раннего развития ребенка до 3,5 лет – KID-R, RCDI-2000
Выявление на раннем этапе любых задержек в развитии или особые профили функционирования от 1 месяца до 6,5 лет – MERRILL-PALMER-REVISED (MPR)
Оценка уровня развития интеллекта – ТЕСТ ВЕКСЛЕРА
Диагностика невербального интеллекта и когнитивных функций – LEITER-3
Диагностика аутистических проявлений – ADOS, M-CHAT, SCQ, ADI-R, CASD
Диагностика минимальных мозговых дисфункций (ММД) детей от 6 лет и старше — ТЕСТ ТУЛУЗ-ПЬЕРОНА
Определение готовности ребёнка к школе, прогнозирование и профилактика проблем обучения для разных возрастов – МЕТОДИКА Л.Я. ЯСЮКОВОЙ
По запросу – подготовка заключений и характеристик для психолого-медико-педагогической комиссии и медико-социальной экспертизы
Программы работы для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Цель программы – оперативное и максимально раннее выявление проблем аутистического спектра у ребёнка, профессиональная помощь родителям, дающая возможность снизить риски ухудшения состояния, а также увеличить шансы на успешную абилитацию и социализацию ребёнка и его семьи.
В рамках программы проводится диагностическая работа по выявлению проблем аутистического спектра. Специалисты ИЦА применяют лицензионные методики ADOS 2, SCQ, ADI-R, CASD, которые способствуют выявлению детей с названными нарушениями на самых ранних стадиях. Также данная работа помогает родителям улучшить качество общения с ребёнком, учитывая все нюансы его состояния. Это поможет ребёнку избежать сложностей развития и социализации, которые неизбежно возникают в запущенных случаях.
Программы для детей с нарушениями интеллектуального развития, УО, ЗПР, ТМНР
Выявление у ребенка нарушений, разработка индивидуальных и групповых программ, оперативная и профессиональная помощь родителям, направленная на позитивные изменения в поведении ребёнка, которые дадут ему возможность избежать сложностей в социализации.
Программа альтернативной коммуникации
Программа направлена на формирование коммуникативных и речевых навыков, дополняющих или заменяющих вербальную речь особенного ребенка, который не может с её помощью удовлетворительно общаться.
Программы альтернативной и дополнительной коммуникации (в том числе метод PESC) направлены на формирование коммуникативных и речевых навыков, дополняющих или заменяющих вербальную речь особенного ребенка, который испытывает сложности в общении.
Программа будет полезна при двигательных нарушениях, при умственной отсталости, аутизме, специфических органических проблемах артикуляционных органов, при синдроме Дауна, прогрессирующих заболеваниях, травмах, при временных ограничениях речевых возможностей.
Альтернативная коммуникация осуществляется при помощи карточек PECS. Это система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек (при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать). Программа формирует коммуникативные и речевые навыки, расширяет жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах. Это способствует успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
Мастерские
Иркутский центр абилитации оснащен комплексом профильных мастерских (деревообработка, полиграфия, живопись, рукоделие, кулинария, растениеводство, домоводство), в которых занимаются дети и взрослые с особыми потребностями.
Воспитанники получают социально-трудовую абилитацию, навыки общения в трудовом коллективе, базовые навыки самообслуживания, навыки приготовления пищи и сервировки стола, составления меню, социализируются и становятся более коммуникабельными. В процессе занятий ребята обретают чувство ответственности и самоуважения, без которых невозможна их дальнейшая адаптация в обществе.
А самое главное – дети и молодежь с особыми потребностями развития приобретают навыки самостоятельности, важные повседневные навыки и компетенции, а для некоторых и первичные профессиональные навыки.
В мастерских в дополнение к основным занятиям с особыми людьми проводятся обучающие семинары и мастер-классы (в том числе – инклюзивные).
Группы дневного пребывания
Цель программы – оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с особенностями в развитии, а также создание условий для максимальной социальной адаптации ребенка к жизни в семье, быту, обществе.
Данная программа – это симбиоз социально-средовой реабилитации и социально-бытовой адаптации. В рамках программы дети обучаются практическим навыкам для самостоятельной жизни в быту (привитие навыков самообслуживания). Получают квалифицированную помощь в развитии речи и адаптации в социуме (индивидуальные занятия с логопедом и психологом).
При этом семья особенного ребёнка получает свободное время для решения насущных проблем.
Арт-терапия (музыкотерапия, живопись)
Цель программы – развитие личности при помощи художественного творчества.
Программа позволяет более успешно решать вопросы социальной адаптации и развития личности ребенка с нарушениями в интеллектуальном и психическом развитии. В рамках программы проходят занятия по музыке, музыкальной терапии и логоритмике, живописи и рисованию, аппликации, конструированию из природных материалов, через которые ребенок учится выражать свои эмоции и чувства.
В результате такой работы с ребёнком наблюдается положительная динамика в отношениях, удовлетворяется его любознательность, формируется позитивный эффект, связанный с получением удовольствия. Повышенная тревожность, страхи, «фобические» реакции постепенно отступают.
Песочная терапия
Программа песочной терапии полезна для общего развития ребёнка, а также для детей, испытывающих страхи, напряжение, трудности в развитии и общении. Ребёнок проигрывает и решает в песочнице сложные ситуации, страхи, снимает напряжение. Можно сказать, что он занимается самотерапией привычным и естественным для себя способом.
В занятия включён комплекс упражнений на развитие моторики, речи, формирования коммуникативных способностей. Ведётся работа с эмоциональной сферой. Специалисты помогают детям правильно выражать свои эмоции, делиться переживаниями, сотрудничать друг с другом, выстраивать отношения с окружающим миром.
В рамках работы дети получают возможность живого общения, опыт адаптации и социализации, в итоге которой становятся более расслабленными, раскованными и естественными.
Сенсорная интеграция
Сенсорная терапия – это процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Данный метод работы помогает мозгу воспринять нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы особого ребёнка.
Игры, применяемые в сенсорной терапии, дарят ребёнку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Программа развивает наблюдательность, воображение, внимание, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка и зрительной, слуховой, моторной и других видов памяти.
Занятия по сенсорной интеграции проводятся в специально оборудованном для этого помещении.
Монтессори-терапия
Программа предоставляет большие возможности для абилитации детей, способствует их интеграции в социум через развитие социального взаимодействия, навыков самообслуживания, организации своей деятельности, обретении уверенности в своих силах.
Методика формирует у детей широкий кругозор, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе, наблюдательность и самостоятельность. Смысл терапии в том, чтобы найти те «точки роста», которые не поражены болезнью и с которых может начаться медленное, но стабильное восхождение к развитию.
Занятия проходят по специализированному дидактическому Монтессори-материалу и проводятся в тесном взаимодействии с другими специалистами, занимающимися обучением и развитием ребёнка.
Индивидуальные занятия с психологом, дефектологом, логопедом
Занятия направлены на решения конкретных индивидуальных проблем – общения, взаимодействия, поведения и многих других.
Специалистом в зависимости от запроса формируется индивидуальный план работы с применением тех технологий, которые наиболее важны для ребенка на данный момент. Кроме того, в рамках индивидуальной работы к участию в проведении занятий привлекаются и родители. Такие совместные занятия помогают родителям получить знания о том, как правильно взаимодействовать со своим ребенком в тех или иных обстоятельствах.
Программа подготовки к школе и детскому саду
В рамках программы проходят учебные занятия по окружающему миру, развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, знакомству с художественной литературой, занятия по адаптивной физкультуре (в т.ч. индивидуальные).
Главная цель всех занятий – это обучение важным поведенческим навыкам и процедуре последовательности действий, которые необходимы для полноценного организованного и интересного пребывания ребёнка в детском саду и школе.
Для более удобного пользования нашим сайтом мы предлагаем познакомиться с основными аббревиатурами, которые довольно часто используются в текстах разделов:
УО – умственная отсталость
ЗПР – задержка психического развития
ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития
ЗРР – задержка речевого развития
ИПРП – индивидуальная программа ранней помощи
РАС – расстройства аутистического спектра